Latviešu diasporas izpēte kā pretpadomju darbība
Velobrauciens Rīga -
Vladivostoka 1975.g. 25. maijs
Ceļa rādītājs uz
Smilteni
Šī lapa nav
pabeigta. Šeit ievietotā informācijā vēl tiks papildināta ar citiem
materiāliem
Ciema sākotnējais nosaukums - Trubačinas
kolonija. Dibināts 1887.g.
"KOMUNĀRU CĪŅA" 1936.g. Nr.
40 raksta, ka 1935.g. darbību sācis Rudzutaka kolektīvs, kurā iestājušās
39 ģimenes. No 140 iedzīvotājiem darba spējīgi ir 64. Kolektīva
teritorija - 805 ha, 650 ha - aramzeme.
Kopš 1955.g. Smiltene atrodas kolhoza
"Boļševiks" teritorijā. Sovhoza centrs - Demidovkas ciems.
1975. gadā Smiltenē 18 saimniecībās
dzīvo lielākoties latvieši , gandrīz visi ir pensionāri. Daudziem
radinieki Sizraņā, Kuibiševā, Toljati un citās apkārtnes pilsētās.
Vasarā daudzi no tiem pavada atvaļinājumu Smiltenē.
Pastu pieved no Demidovkas ar pajūgu.
Gar ciemu brauc Sizraņas - Smoļkino līnijas autobusi. Elektrību
ievilka 1960. gadā.
Smiltenes
plāns, zīmēts 1975.g.
Ciemā dzīvo arī divi skolas vecuma bērni,
kas apmeklē Trubačinas skolu. Ap 1970. gadu nojaukta ciema bijusī skola
un klubs, lai tos izmantotu par būvmateriāliem citur. Aģitpunkts ierīkots
staļļos.
Ciems atrodas ar avotiem bagātā vietā.
Cauri tek strauts - Krimzas pieteka.
Pirms kara ļaudis dzīvojuši arī viensētās.
2 km attālāk bijusi Jaunsmiltene. Pirmsrevolūcijas laikā būvētās koka mājas
vairs nav saglabājušās. Pirmsrevolūcijas laikā uzņēmējam Ģībietim
un Ķesterim piederējušās ķieģeļu ēkas tikušas izmantotas par
sovhoza noliktavām un zirgu staļļiem.
Ap mājām augļu dārzi. Ābeles, plūmes,
ķirši, ogulāji. Pie mājām puķu dobes.
Dažās mājās vēl ir stelles, kuras
vairs nelieto. Cimdus un zeķes gan ada.
Ciemā atceras, ka pirms dažiem gadiem
ieradies Viktors Bakka vākt folkloras materiālus un ierakstījis
magnetafonā dziedāšanu.
Informāciju 1975.g. 25. maijā sniedza Katrīna Bondare
(dz. 1891.g.), Lidija Krūzēna (dz. 1909.g.), Kārlis Ziemelis (dz.
1907), Alfreds Klāsons (dz. 1920.g..).
Smiltenietes
V. Krasnais (242. lpp.) par Smilteni:
1887.g. astoņas latviešu ģimenes 25 km no Sizraņas dibināja Trubačinas
koloniju. Organizēja latviešu baptistu draudzi, kura uzcēla lūgšanu
namu. Šeit ar zemstes palīdzību skolu atvēra Jānis Stūrmanis. Nostrādāja
4 gadus (1908 - 1912).
1917. gadā Pļaujas svētkos šeit viesojās Samaras bēgļu koris. Šajā
gadījumā Stūrmanis sacerēja '" Dzimtenes dziesmu".
Krievijas
mediju sniegtā informācija 21. gadsimtā Odin iz poselkov Varlamovskoj sel'skoj administracii Syzranskogo rajona nosit latyshskoe nazvanie Vice-Smil'tżnż. 30 let nazad
zdes' prozhivalo bolee 80 chelovek, schitavshih sebya latyshami, sejchas
ostalos' 9. http://www.ssu.samara.ru/~povolzje/stat_selsk.htm
V SAMOM CENTRE ROSSII SOHRANILOSÜ SELO, GDE BOLEE STA LET ZhIVUT LATYShI-BAPTISTY
Ot Syzrani do sela s nerusskim nazvaniem Vice-Smil'tżnż — ne odin desyatok
verst. Dazhe po tepereshnim vremenam żto gluhoman', a sto s lishnim let
nazad, kogda poyavilis' tut pervye latyshi —pereselency iz Liflyandii, dobrat'sya do żtih mest bylo i vovse ne
prosto. Baptisty-evangelisty iz dalekoj Pribaltiki i na rodine zhili
uedinenno, svoej obshchinoj. A v dalekoj Rossii, kazhetsya, i vovse ne
nuzhdalis' v kontaktah s `chuzhimi`.
Selo nazvali latyshskim imenem, kotoroe v perevode oznachaet “starye
(ili “vtorye”) peski”. Delo v tom, chto derevnya, v kotoroj oni zhili na
rodine, nazyvalas' prosto Smil'tżnż — “Peski”. Iz arhivov i vospominanij starozhilov
izvestno, chto Vice-Smil'tżnż vskore stalo mnogolyudnym i bogatym. Pered revolyuciej rabotali
zdes' dazhe dva zavoda — kirpichnyj i po proizvodstvu patoki. A doma stoyali — kak na
podbor: svetlye, vysokie, ladnye …
— Posle revolyucii vse prahom poshlo, — vzdyhaet Emiliya Berkman.
Moej sobesednice devyanosto devyat' let. No pamyat' sohranila mnogie podrobnosti toj dalekoj smutnoj
pory. Bol'shevikam dazhe pravoslavnye veruyushchie byli ne po nravu, a tut i vera chuzhaya i narod
prishlyj. K tomu zhe — chto ni dom, to “kulak” ili “miroed”, esli
ocenivat' s pozicij revolyucionnoj ideologii. A nikakuyu druguyu bol'sheviki ne
priznavali. Pożtomu zazhitochnyh krest'yan otpravili na Solovki. Molel'nyj dom
zakryli. A potom vseh latyshej sdelali chlenami kolhoza “Bol'shevik”. Bylo selo bogatym — stalo
bednym…
V dome Żmilii Yanovny mnogoe napominaet o prezhnej zhizni. Pochti vse steny v
fotografiyah. Na odnom iz bol'shih snimkov — obryad kreshcheniya v mestnom
ozere. Chitali Bibliyu, peli psalmy. Żmiliya Yanovna do sih por svoej very derzhitsya
krepko, hotya molel'nogo doma v sele uzhe davno net. Psalmy poet doma na russkom i latyshskom
yazykah.
Letom syuda s"ezzhayutsya deti, vnuki i pravnuki. Pomogayut vyrashchivat' kartoshku i
ovoshchi. Pensiya babushki Żmilii sostavlyaet 738 rublej, tak chto s uchetom podsobnogo hozyajstva i bolee chem skromnyh zaprosov na
zhizn' hvataet. Blizhe k zime selo pusteet. Ostayutsya, krome Żmilii
Yanovny, eshche pensionerki Zinaida Ivanovna Nedre i Alida Fedorovna
Rutinya. Edinstvennaya veshch', chto ostalas' ot pervyh pereselencev, —
pryalka, kotoroj bolee 130 let. Na żtoj pryalke iz shersti kozy Nochki Alida Fedorovna pryadet
pryazhu, a potom vyazhet noski vnukam.
Est' v sele i eshche odin postoyannyj zhitel' — byvshij pogranichnik Robert. V otstavku ushel polkovnikom i vernulsya v
selo. On i sejchas slovno prodolzhaet nesti svoyu ohrannuyu sluzhbu. Robert — nastoyashchij polkovnik i
ochen' lyubit poryadok. A eshche on lyubit garcevat' na svoej loshadi, na kotoroj ezdyat v sosednee selo
Demidovka, gde v magazine mozhno kupit' hleb i drugie samye neobhodimye
produkty.
V Syzranskom rajone mozhno vstretit' nemalo smeshannyh semej, gde imena
russkie, a familii latyshskie. Latyshi poroj zhenilis' na russkih
devushkah, latyshki tozhe vybirali sebe sputnikov zhizni po zovu lyubvi, a ne
krovi. Tem bolee chto lyudi samyh raznyh nacional'nostej zdes' vsegda zhili v soglasii i
druzhbe. Po razgovoru s mestnymi i ne opredelish', chto żto latyshi. Govoryat bez akcenta, o rodine svoih otcov i dedov
vspominayut, kak o chem-to ochen' dalekom. Prichina prosta: kogda raspalsya
Soyuz, oborvalis' vse svyazi s zemlej predkov. Ran'she hot' ezdili v gosti,
teper' dorogo. I vizy nuzhny. Ostalas' tol'ko nezrimaya duhovnaya svyaz'. Da
tradicii, eshche sohranivshiesya ot dedov i pradedov. Mestnye latyshi, k
primeru, sazhayut okolo svoih domov i v ogorodah pribaltijskie eli. Na moj
vopros, kem oni sebya schitayut, babushka Alida otvetila mudro:
— Vse my “nashi lyudi” — i russkie, i chuvashi, i latyshi.. A uzh kto kem sebya schitaet — delo
lichnoe…
Hristenko Ol'ga. Тrud №204, 31.10.2000