Smiltene

dibināšanas gads: 1887
Samaras apg. 

         Latviešu diasporas izpēte kā pretpadomju darbība 
       Velobrauciens Rīga - Vladivostoka 1975.g. 25. maijs
 

Ceļa rādītājs uz Smilteni

Šī lapa nav pabeigta. Šeit ievietotā informācijā vēl tiks papildināta ar citiem materiāliem

Ciema sākotnējais nosaukums - Trubačinas kolonija. Dibināts 1887.g.

"KOMUNĀRU CĪŅA" 1936.g. Nr. 40 raksta, ka 1935.g. darbību sācis Rudzutaka kolektīvs, kurā iestājušās 39 ģimenes. No 140 iedzīvotājiem darba spējīgi ir 64. Kolektīva teritorija - 805 ha, 650 ha - aramzeme.

Kopš 1955.g. Smiltene atrodas kolhoza "Boļševiks" teritorijā. Sovhoza centrs - Demidovkas ciems.

1975. gadā Smiltenē 18 saimniecībās dzīvo lielākoties latvieši , gandrīz visi ir pensionāri. Daudziem radinieki Sizraņā, Kuibiševā, Toljati un citās apkārtnes pilsētās. Vasarā daudzi no tiem pavada atvaļinājumu Smiltenē.

Pastu pieved no Demidovkas ar pajūgu. Gar ciemu brauc Sizraņas - Smoļkino līnijas autobusi. Elektrību ievilka 1960. gadā. 

Smiltenes plāns, zīmēts 1975.g.

Ciemā dzīvo arī divi skolas vecuma bērni, kas apmeklē Trubačinas skolu. Ap 1970. gadu nojaukta ciema bijusī skola un klubs, lai tos izmantotu par būvmateriāliem citur. Aģitpunkts ierīkots staļļos.

Ciems atrodas ar avotiem bagātā vietā. Cauri tek strauts - Krimzas pieteka. 

Pirms kara ļaudis dzīvojuši arī viensētās. 2 km attālāk bijusi Jaunsmiltene. Pirmsrevolūcijas laikā būvētās koka mājas vairs nav saglabājušās. Pirmsrevolūcijas laikā uzņēmējam Ģībietim un Ķesterim piederējušās ķieģeļu ēkas tikušas izmantotas par sovhoza noliktavām un zirgu staļļiem. 

Ap mājām augļu dārzi. Ābeles, plūmes, ķirši, ogulāji. Pie mājām puķu dobes.

Dažās mājās vēl ir stelles, kuras vairs nelieto. Cimdus un zeķes gan ada.

Ciemā atceras, ka pirms dažiem gadiem ieradies Viktors Bakka vākt folkloras materiālus un ierakstījis magnetafonā dziedāšanu.

Informāciju 1975.g. 25. maijā sniedza Katrīna Bondare (dz. 1891.g.), Lidija Krūzēna (dz. 1909.g.), Kārlis Ziemelis  (dz. 1907), Alfreds Klāsons (dz. 1920.g..).

Smiltenietes

 V. Krasnais (242. lpp.) par Smilteni:

1887.g. astoņas latviešu ģimenes 25 km no Sizraņas dibināja Trubačinas koloniju. Organizēja latviešu baptistu draudzi, kura uzcēla lūgšanu namu. Šeit ar zemstes palīdzību skolu atvēra Jānis Stūrmanis. Nostrādāja 4 gadus (1908 - 1912). 

1917. gadā Pļaujas svētkos šeit viesojās Samaras bēgļu koris. Šajā gadījumā Stūrmanis sacerēja '" Dzimtenes dziesmu". 

 

 

 

 

 

 

Krievijas mediju sniegtā informācija 21. gadsimtā 
Odin iz poselkov Varlamovskoj sel'skoj administracii Syzranskogo rajona nosit latyshskoe nazvanie Vice-Smil'tżnż. 30 let nazad zdes' prozhivalo bolee 80 chelovek, schitavshih sebya latyshami, sejchas ostalos' 9. http://www.ssu.samara.ru/~povolzje/stat_selsk.htm

V SAMOM CENTRE ROSSII SOHRANILOSÜ SELO, GDE BOLEE STA LET ZhIVUT LATYShI-BAPTISTY

Ot Syzrani do sela s nerusskim nazvaniem Vice-Smil'tżnż — ne odin desyatok verst. Dazhe po tepereshnim vremenam żto gluhoman', a sto s lishnim let nazad, kogda poyavilis' tut pervye latyshi —pereselency iz Liflyandii, dobrat'sya do żtih mest bylo i vovse ne prosto. Baptisty-evangelisty iz dalekoj Pribaltiki i na rodine zhili uedinenno, svoej obshchinoj. A v dalekoj Rossii, kazhetsya, i vovse ne nuzhdalis' v kontaktah s `chuzhimi`.

Selo nazvali latyshskim imenem, kotoroe v perevode oznachaet “starye

(ili “vtorye”) peski”. Delo v tom, chto derevnya, v kotoroj oni zhili na rodine, nazyvalas' prosto Smil'tżnż — “Peski”. Iz arhivov i vospominanij starozhilov izvestno, chto Vice-Smil'tżnż vskore stalo mnogolyudnym i bogatym. Pered revolyuciej rabotali zdes' dazhe dva zavoda — kirpichnyj i po proizvodstvu patoki. A doma stoyali — kak na podbor: svetlye, vysokie, ladnye …

— Posle revolyucii vse prahom poshlo, — vzdyhaet Emiliya Berkman.

Moej sobesednice devyanosto devyat' let. No pamyat' sohranila mnogie podrobnosti toj dalekoj smutnoj pory. Bol'shevikam dazhe pravoslavnye veruyushchie byli ne po nravu, a tut i vera chuzhaya i narod prishlyj. K tomu zhe — chto ni dom, to “kulak” ili “miroed”, esli ocenivat' s pozicij revolyucionnoj ideologii. A nikakuyu druguyu bol'sheviki ne priznavali. Pożtomu zazhitochnyh krest'yan otpravili na Solovki. Molel'nyj dom zakryli. A potom vseh latyshej sdelali chlenami kolhoza “Bol'shevik”. Bylo selo bogatym — stalo bednym…

V dome Żmilii Yanovny mnogoe napominaet o prezhnej zhizni. Pochti vse steny v fotografiyah. Na odnom iz bol'shih snimkov — obryad kreshcheniya v mestnom ozere. Chitali Bibliyu, peli psalmy. Żmiliya Yanovna do sih por svoej very derzhitsya krepko, hotya molel'nogo doma v sele uzhe davno net. Psalmy poet doma na russkom i latyshskom yazykah.

Letom syuda s"ezzhayutsya deti, vnuki i pravnuki. Pomogayut vyrashchivat' kartoshku i ovoshchi. Pensiya babushki Żmilii sostavlyaet 738 rublej, tak chto s uchetom podsobnogo hozyajstva i bolee chem skromnyh zaprosov na zhizn' hvataet. Blizhe k zime selo pusteet. Ostayutsya, krome Żmilii Yanovny, eshche pensionerki Zinaida Ivanovna Nedre i Alida Fedorovna Rutinya. Edinstvennaya veshch', chto ostalas' ot pervyh pereselencev, — pryalka, kotoroj bolee 130 let. Na żtoj pryalke iz shersti kozy Nochki Alida Fedorovna pryadet pryazhu, a potom vyazhet noski vnukam.

Est' v sele i eshche odin postoyannyj zhitel' — byvshij pogranichnik Robert. V otstavku ushel polkovnikom i vernulsya v selo. On i sejchas slovno prodolzhaet nesti svoyu ohrannuyu sluzhbu. Robert — nastoyashchij polkovnik i ochen' lyubit poryadok. A eshche on lyubit garcevat' na svoej loshadi, na kotoroj ezdyat v sosednee selo Demidovka, gde v magazine mozhno kupit' hleb i drugie samye neobhodimye produkty.

V Syzranskom rajone mozhno vstretit' nemalo smeshannyh semej, gde imena russkie, a familii latyshskie. Latyshi poroj zhenilis' na russkih devushkah, latyshki tozhe vybirali sebe sputnikov zhizni po zovu lyubvi, a ne krovi. Tem bolee chto lyudi samyh raznyh nacional'nostej zdes' vsegda zhili v soglasii i druzhbe. Po razgovoru s mestnymi i ne opredelish', chto żto latyshi. Govoryat bez akcenta, o rodine svoih otcov i dedov vspominayut, kak o chem-to ochen' dalekom. Prichina prosta: kogda raspalsya Soyuz, oborvalis' vse svyazi s zemlej predkov. Ran'she hot' ezdili v gosti, teper' dorogo. I vizy nuzhny. Ostalas' tol'ko nezrimaya duhovnaya svyaz'. Da tradicii, eshche sohranivshiesya ot dedov i pradedov. Mestnye latyshi, k primeru, sazhayut okolo svoih domov i v ogorodah pribaltijskie eli. Na moj vopros, kem oni sebya schitayut, babushka Alida otvetila mudro:
 
— Vse my “nashi lyudi” — i russkie, i chuvashi, i latyshi.. A uzh kto kem sebya schitaet — delo lichnoe…
Hristenko Ol'ga.  Тrud №204,
31.10.2000

No tautas skaitīšanas datiem:
Tautība Administratīvais centrs Apdzīvotā vieta 1959 1970 1975 1986 1992
latvieši Varlamovskaja Smiltene 88 36 29 20 9
Atpakaļ uz " Latviešu diasporas izpēte kā pretpadomju darbība"